Экскаваторы. Статьи: Канатно-блочная система управления
Канатно-блочная система управления применяется довольно редко, преимущественно на скреперах, бульдозерах, рыхлителях, ковшовых экскаваторах и некоторых других машинах для земляных работ северного исполнения. Канатно-блочная система состоит из лебедки, редуцирующего звена и канатов с блоками. Редуцирующим звеном канатно-блочной системы управления может быть полиспаст, дифференциальный барабан или зубчатый редуктор. Наибольшее применение имеет система с полиспастом. Эта система проста по конструкции и в эксплуатации, но при полном передаточном числе несколько громоздка и имеет меньшие к. п. д.
В зависимости от числа управляемых частей рабочего органа могут быть один, два или три каната, а лебедка должна иметь соответствующее число барабанов.
Применяемые в канатно-блочных системах управления лебедки южно классифицировать по следующим признакам: по расположению лебедки на тракторе(переднее или заднее); по числу барабанов; по расположению оси барабанов по отношению к продольной оси тягача (продольное или поперечное); по системе включения лебедки (ручное или пневматическое).
В настоящее время подавляющее число лебедок размещено зади трактора.
При поперечном расположении лебедки значительно уменьшается число перегибов канатов и направляющих блоков.
Для облегчения работы машиниста в лебедках, требующих значительных усилий для включения фрикционов и тормозов, применяется пневмоуправление.
Необходимым элементом каждой лебедки является муфта включения. В лебедках машин для земляных работ используют двухконусные фрикционные и пневмокамерные муфты включения. Преимуществом двухконусных фрикционных муфт является компактность конструкции. Однако пневмокамерные муфты обеспечивают большую плавность включения, меньшую металлоемкость и не требуют частого регулирования.